Семантическое ядро.Часть 3

Кластеризация ключевых запросов

  1. Чистка и кластеризация ядра
  2. Создание структуры сайта на основе СЯ

Вот и пришло время для третьей части этой объемной и непростой темы — семантическое ядро. Заложив теоретический фундамент, мы уже смело можем приступить к самому интересному, а именно, к практике.  На этом этапе мы реализуем группировку запросов в рамках нашего ядра, т.е. осуществим кластеризацию. И разберем такую тему, как формирование структуры сайта на основе поисковых запросов.

Чистка и кластеризация ядра

Начнем с чистки ядра и кластеризации.

Первое, что нам нужно сделать — это вычленить отдельные группы связки запросов, которые являются синонимами, по отношению к друг другу. Например, в нашем случае, из общей массы фраз в первую подгруппу мы выбираем все фразы, которые выражают аналогичную потребность у пользователя (т.е. те фразы, используя которые, пользователи ищут одно и тоже, синонимы по поисковому смыслу), —  препараты для сердца |  препараты для лечения сердца   | препараты при болезнях сердца …(рис. 1)

Чистка-и-кластеризация-ядра

Рисунок 1 — Чистка и кластеризация ядра

Важно!

Если вы не уверены, являются ли два запроса поисковыми синонимами по отношению к друг другу, то это легко определить при помощи ПС. Вбиваете запрос и смотрите выдачу, если в выдаче есть 4-5 ссылок на одни и те же страницы, то с точки зрения ПС это одно и тоже.

А вот, к примеру, запрос “препараты магния для сердца” пойдет уже в другую категорию (отдельную) так как,  когда клиент ищет препараты для сердца, он не обязательно ищет препараты магния.

Таких групп в рамках семантического ядра может быть огромное количество, зависит от тематики сайта. Процесс, который мы сейчас разбираем и называется кластеризацией запросов. Кластеризация позволяет расширить структуру сайта и создавать ветви подкатегорий для того, чтобы пользователь,  введя запрос “препараты магния для сердца”, попадал на страницу, где будут предложения только этих препаратов. Это будет максимально релевантный ответ на его запрос. Куда менее удобно было бы человеку искать что-то конкретное самостоятельно. В рамках этой статьи мы кластиризируем наши запросы в ручном режиме (в будущем мы разберем автоматическую кластеризацию при помощи Rush Analytics), исходя из всех возможных вариантов для  наглядного примера.

На основе этого вы сможете вполне успешно кластеризовать семантику для ваших проектов.

Мы делали выгрузку фраз на основе стартового запроса “Препараты для сердца”. Эта фраза выражает собой раздел каталога, категории, которая обобщает  все препараты для сердца. В реальном проекте это выглядит следующим образом (рис. 2)

Пример-категорий-на-реальном-проекте

Рисунок 2 — Пример категорий на реальном проекте

Сейчас мы разделим ключи, которые подойдут для категории препаратов для сердца и те, которые отражают более узкий, конкретный запрос пользователя и могут стать ключами для подкатегорий в разделе “Препараты для сердечно-сосудистой системы”.

Переходим в гугл док, вкладка — Чистка семантики и кластеризация. Файл с семантикой
Внутри документа, на нужной вкладке, вас ожидает очищенная и разбитая на кластеры семантика. В первой колонке расположены все ключи, которые являются синонимами по поисковому смыслу исходному запросу «препараты для сердца», при помощи этих запросов пользователь ищет некий всеобъемлющий, полный каталог или список препаратов для сердечно-сосудистой системы.

Справа от первой колонки, вы можете увидеть ряд, озаглавленных колонок,- Витамины для сердца, Информационные, Препараты калия…

Так вот, это и есть образовавшиеся кластеры из основной массы собранных фраз. Тут, во-первых, нужно понять, предоставляем ли мы такую услугу. Иными словами — есть ли у нас (бизнеса которому предоставляем услуги seo) массив товаров, для создания таких подкатегорий. (Для того, чтобы робот ПС оценивал страницу, как релевантную, на ней должно располагаться не менее 15 товаров, заголовок и текст на 1500 символов минимум .) Если ответ положительный, то с этими кластерами нужно работать.

Данные кластеры дают нам понять, что есть некоторая потребность у пользователей, а удовлетворить эту потребность является первостепенной задачей бизнеса.

На данном этапе будет необходимо погрузиться в специфику тематики и проанализировать частотность запросов, которые являются главным выражением отдельного кластера(препараты при пороке сердца, витамины для сердца  и т.д).

Если, исходя из частотности, спрос велик, то мы собираем фразы (создаем проект и парсим) уже для каждого отдельного кластера, т.е. проводим уже всю эту  процедуру, например, для запроса “Витамины для сердца”, отдельно для “Препараты калия” и т.д.

Если частотность очень маленькая и наполненность страниц не соответствует требованиям робота ПС, то не стоит создавать отдельную подкатегорию. К примеру, если частотность у потенциальной подкатегории 5 запросов в месяц, то проводить работы по написанию текста, группировки товаров, проработки мета-тегов, не стоит.

Такие ключи лучше использовать для общей категории “Препараты для сердечно сосудистой системы” в тексте, который напишет копирайтер (допустим, в виде списка, перечня, который хорошо индексируется роботом).

Например, мы выявляем, что запрос “Препараты при тахикардии” и “При ишемической болезни” являются очень мало-востребованными. В этом случае, мы просто используем их в тексте для категории «Препараты для сердечно-сосудистой системы».

(пример текста для категории тут, прокрутить в самый низ страницы).

Что касается конкретной нашей задачи с семантикой, мы закончили. Значение семантического ядра для сайта огромно. Переоценить его сложно. Большую часть из того, что мы будем делать в будущем, будет основано именно на ядре.

Создание структуры сайта на основе СЯ

Древовидная структура

Для того, чтобы вы поняли, первую фундаментальную важность СЯ, его практическое применение, мы разберем сейчас тему — организация структуры сайта.

В идеале, сначала нужно собрать СЯ и создать  структуру сайта, а потом реализовывать сайт, как таковой.

В нашем случае — это происходило бы примерно так (рис. 3)

Древовидная-структура-сйта

Рисунок 3 — Древовидная структура сайта

Данная структура выражает собой движение от более широких понятий к более узким. Иначе ее можно назвать структурой в виде дерева.  Суть процессов работы ПС такова: если у нас нет посадочной страницы для конкретной группы запросов, то у нас почти нет шансов ранжироваться по этим запросам если существует конкуренция. Именно поэтому необходимо проделать эту работу.

Пример: страница про самурайские мечи будет более релевантна запросу “самурайские мечи”, нежели страница со всеми видами мечей. И это вполне логично и справедливо.

Важно! Для того, чтобы не затруднить индексацию ваших страниц и не усложнять чрезмерно структуру, не стоит делать страницы с более, чем тремя уровнями вложенности (рис 4).

Уровни-вложености-сайта

Рисунок 4 — Уровни вложенности сайта

Структура сайта на основе фильтров

Тут можно сделать следующий вывод. Дерево — это хорошая структура в тех случаях, когда удается все уместить в рамках трех уровней вложенности. В тех случаях, когда этого добиться не выходит, на помощь приходит вторая структура — это структура в виде фильтра (рис. 5).

Структура-сайта-в-виде-фильтра

Рисунок 5 — Структура сайта в виде фильтра

Тут нужно понять, что, например, самурайские мечи могут быть у двух брендов, а, например, казацкие — у трех. Следовательно, фильтр по бренду может создавать громадное количество вариантов. Кроме бренда, у нас могут быть такие свойства как, например, тип стали, год изготовления и т.д. в зависимости от темы. Плюс можно устанавливать двойные фильтры, — Самурайские мечи из углеродистой стали 2011 года. Думаю, несложно уловить, сколько вариантов страниц может сформировать фильтр. При создании фильтров мы также должны ориентироваться на семантическое ядро, чтобы понять, какие фильтры нужны, а какие нет, опираясь опять же на частотность\спрос\важность.  Реальные примеры фильтров вы можете найти почти в каждом крупном интернет магазине.

Давайте подытожим:

  • Первое, с чего нужно начать работу по оптимизации — это собрать СЯ,
  • очистить его и кластеризовать запросы,
  • проработать структуру/дерево или фильтр, или, как чаще бывает,  комбинация.
  • Составлять семантическое ядро — это  весьма объемная и кропотливая работа. В будущем вы сможете использовать более продвинутые (платные),удобные сервисы. Конечно же, желательно хотя бы раз собрать, очистить и кластеризовать вручную для того, чтобы понимать весь процесс в деталях.

to be continued…

Автор Виталий Сухомлинов
практикующий Seo-специалист
и программист любитель

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *