CTR, Оптимизация сниппета, поведенческие факторы

Содержание:

  1. Введение
  2. CTR
  3. Длина клика
  4. Смена поисковой сессии
  5. Анализ поведенческих факторов в Google Analytics
  6. Инфографика

Введение

Эта статья будет посвящена очень интересной и важной теме — “поведенческие факторы”. Совокупность этих факторов можно обозначить как удовлетворенность пользователя. Она состоит из трех основных составляющих (рис. 1).

три составляющих поведенческого фактора

Рисунок №1 — Три составляющих поведенческого фактора

  • CTR (англ. click-through rate) — Показатель кликабельности.  Рассчитывается он очень легко — это количество кликов, деленные на количество показов и умноженные на 100. CTR=Клики/Показы* 100%. Например, если у вашего сайта 1 клик и 100 показов, CTR будет 1%.
  • Длина клика — это количество времени между тем, как пользователь кликнул на ваш сайт и тем, как он снова вернулся в поиск.
  • Смена поисковой сессии — поисковая сессия — сумма запросов, выполненных пользователем за отдельный отрезок времени и направленная на одну цель. Например, вы вбиваете “купить системный блок”, а через пять минут — “купить игровой системный блок” и еще через короткий промежуток времени — системные блоки Qbox. Вся эта очередность запросов имеет общий смысл, направленность. Так вот, если через еще какое-то время вы забьете запрос “звездный путь онлайн”, то это означает, что вы закончили прошлую поисковую сессию и начали новую. Т.е., для поисковой системы важно, изменяется ли поисковая сессия после посещения конкретного сайта. Если на ваш сайт зашли по запросу “купить самовар” и больше к этой сессии пользователь не возвращался, можно сделать вывод, что ваш сайт удовлетворяет поисковую потребность пользователя.  А если, напротив, пользователь посетил ваш сайт и через короткий промежуток времени снова делает в ПС запрос, сходный по смыслу с “купить самовар”, значит ваш сайт не смог удовлетворить его потребность.

Тут важно понимать, что поисковой системой анализируются именно эти три фактора в совокупности. По отдельности они практически не имеют веса. Так как, например,  на ваш сайт могут много кликать, но тут же возвращаться в поиск и продолжать ту же поисковую сессию. Теперь давайте подробнее разберем все составляющие по отдельности.

CTR

CTR — это соотношение кликов к показам. Ваш сайт представлен в поиске по тем или иным запросам. Когда пользователь среди прочих сайтов видит ваш, он конечно же не обязательно кликает. И тут возникает вопрос: а что, собственно, влияет на CTR и как его можно увеличить?  Самое существенное значение имеет то, как ваш сайт выглядит в поиске — так (рис. 2) или, например, так (рис. 3).

пример оформленного сниппета

Рисунок №2 — Пример оформленного сниппета

пример неоформленного сниппета

Рисунок №3 — Пример неоформленного сниппета

Тут мы наглядно видим первый сниппет, оформленный для предоставления большего объема информации и привлечения внимания, а второй не оформлен совсем. Из чего же состоит сниппет? Тут все предельно просто. Заголовок формируется из содержимого тега title. Ниже идет ссылка на страницу, и завершает это все описание. Оно формируется из содержимого тега description. Тут стоит сделать маленькую ремарку, описание нередко формируется из текста, который есть на странице. Т.е. ПС может на свое усмотрение выбрать кусочек текста, который, как ей “кажется”, лучше всего отражает смысл этой страницы. Как показывает практика, ПС не всегда выбирает то, что адекватно отражает суть страницы.

На сегодняшний день рекомендованная длина заголовка в сниппете составляет 70 символов. Как правило, именно эта длина может быть отображена. Дальнейший текст будет обрезан. Что касается описания, то пользователь сможет увидеть в сниппете примерно 130 — 140 символов. Рекомендую периодически проверять, не изменилась ли максимально отображаемая длина заголовка и описания.  Буквально в 2018 году, был период, когда в описании отображалось около 300 символов.

Важно!

Когда вы будете составлять ваши title и description, учитывайте, что в тайтле более приоритетно использовать именно важные высокочастотные ключи, а вот description лучше использовать именно для привлечения внимания и предоставления дополнительной информации. Так как description практически не влияет на общую текстовую релевантность страницы.

Несколько правил оформления description

В  description лучше использовать короткие лаконичные предложения:

  1. Попытаться раскрыть ваши преимущества.
  2. Акцентировать внимание на актуальности вашего предложения.
  3. Желательно в начале description использовать главный ключ этой страницы.

Если ваша страница будет представлена в поиске по какому-либо запросу, например, купить системный блок, но в описании не будет этого ключа, ПС может заменить описание куском текста со страницы, где есть этот ключ.

  1.      Используйте в конце описания призыв к действию.

 Также мы видим в описании на рисунке 2 спецсимволы: зеленая галочка, телефон, стрелка, самолет. Таких спецсимволов существует достаточно большое количество. Рекомендую использовать подобные символы при оформлении ваших сниппетов. Как показывает практика, это положительно влияет на CTR. Единственное, что делать не стоит — это злоупотреблять этим. Дополнительные символы должны гармонично и ненавязчиво выделить сниппет, не более того. Добавить спецсимволы очень просто, вы можете открыть, например, таблицу юникодов и там выбрать интересующие вас символы. Так как в таблице просто громадное количество символов, может быть проще воспользоваться поиском (рис. 4).

поиск по таблице юникодов

Рисунок №4 — Таблица юникодов  

В отобразившемся списке выбираете тот символ, который вам понравился, и копируете его (рис. 5)

поиск по таблице юникодов 2

Рисунок №5 — Таблица юникодов 2

Прежде чем добавлять символ, нужно посмотреть, как он будет отображаться в браузере. Для этого просто вставляем скопированный символ в поисковую строку (рис. 6).

проверка отображения спец символа

Рисунок №6 — Проверка отображения спец символов

Как видим, отображение существенно отличается. Также возможны отличия отображения от браузера к браузеру, это тоже нужно учитывать.  Как дополнительный инструмент могу посоветовать генератор сниппетов. Он позволяет сразу наглядно видеть, как сниппет будет представлен в выдаче, включая title, хлебные крошки и description. Давайте с ним разберемся немного подробнее. У нас есть блок с полями для заполнения (рис. 7).

 

Инструмент для оформления сниппета

Рисунок №7 — Инструмент для оформления сниппета

Тут вы прописываете ту информацию, которую планируете для конкретной страницы. Пишите текст, вставляете спецсимволы, прописываете адрес страницы (хлебные крошки).

Инструмент дополнительно предоставляет нам возможность использовать наиболее распространенные символы (рис. 8)

Инструмент для оформления сниппета 2

Рисунок №8 — Инструмент для оформления сниппета 2

Лучшим вариантом будет, в дополнении к этому сервису, использовать вышеупомянутую таблицу юникодов. Это позволит добиться некоторой оригинальности. Последний блок — это собственно и есть то, как сниппет будет отображен в ПС google (рис. 9).

Инструмент для оформления сниппета 3

Рисунок №9 — Инструмент для оформления сниппета 3

В завершении этого вопроса скажу, что мы оформляем сниппеты для увеличения кликабельности, а это значит, что необходимо отслеживать изменения CTR. Как это сделать? Да очень просто, в этом нам поможет великая и могучая консоль гугл. Открываем раздел эффективность (рис. 10)

отслеживание изменений CTR

Рисунок №10 — Отслеживание изменений CTR

Кликаем на вкладку страницы (рис. 11) и нам откроется список всех страниц.

отслеживание изменений CTR 2

Рисунок №11 — Отслеживание изменений CTR 2

И активируем вкладки “средний CTR” и “средняя позиция” (рис. 12).

отслеживание изменений CTR 3

Рисунок №12 — Отслеживание изменений CTR 3

Тут есть 2 варианта: точечное изменение сниппетов отдельных страниц и изменение на всех страницах сразу. В обоих случаях необходимо перед изменением зафиксировать среднюю позицию этой страницы и CTR на старте эксперимента.  Возможно у вас закрался вопрос: “а причем тут средняя позиция?”. Дело в том, что есть статистика кликов в поиске, которая демонстрирует зависимость количества кликов и позиции сайта в выдаче (рис. 13).

cтатистика кликов по результатам поиска в зависимости от позиции

Рисунок №13 — Статистика кликов по результатам поиска в зависимости от позиции

Иными словами, если на старте у страницы была позиция 10 и CTR 1%, а после изменения сниппета страница получила, например, несколько ссылок и ее позиция поднялась до 2, тогда увеличение CTR в большей степени будет именно из-за изменения позиции. В итоге для анализа изменений кликабельности необходимо:

  • Выгрузить список страниц с параметрами CTR и средней позиции (рис. 14).
  • Оформить сниппеты желаемым образом.
  • Анализировать изменения, основываясь на этих двух показателях.

отслеживание изменений CTR 4

Рисунок №14 — Отслеживание изменений CTR 4

 

Существует еще один инструмент, позволяющий сделать сниппет более привлекательным. И это ничто иное, как микроразметка. В рамках этой статьи я не буду описывать, как с ней работать. Если вы хотите узнать об этом больше, тогда предлагаю ознакомиться с актуальным руководством по микроразметке 2019 года.

Длина клика

Теперь давайте рассмотрим более подробно длину клика. Еще раз повторюсь — это временной промежуток между тем, как пользователь кликнул на ваш сайт и тем, когда он снова вернулся к поиску. Например, это может выглядеть так: пользователь кликнул на первый сайт в выдаче, провел там минуту и вернулся в выдачу, а потом — на второй и вернулся через 5 минут, далее — на третий и уже после третьего не вернулся в выдачу. Именно по этому показателю ПС пытается определить, на сколько контент сайта увлек посетителя. Для нас, как для seo-специалистов, проблема заключается в том, что мы не можем адекватно измерить длину клика нашего сайта. Конечно мы можем посмотреть в аналитике время пребывания на сайте/странице, но этот параметр далеко не полностью отображает суть происходящего. Например, пользователь перешел на ваш сайт и увидев видео, начал его смотреть, но делает он это не на вашем сайте, а перейдя именно на ютуб. На ютубе он мог смотреть видео, например, 1 час и после этого, только вернулся к поиску. Как результат, длина клика будет равна одному часу, а время, проведенное на странице по аналитике, будет равняться, например, 1 минуте. Таких ситуаций может быть множество, данная описана просто как пример.

Наша задача будет сводится к одной простой вещи — создавать контент, который будет активнее вовлекать пользователя. Для того, чтобы добиться вовлечения пользователя на сайт, необходимо:

  • Писать качественный контент (тут имеется в виду, что содержание должно давать ответ на вопрос пользователя, решать его проблему).
  • Внутренняя перелинковка (это позволит пользователю в процессе ознакомления глубже погружаться в недра сайта).
  • Ссылки на внешние источники (если вы используете сложные термины, описываете программы и т.д. лучше дайте пользователю все необходимые ссылки, чтобы ему не нужно было искать это самостоятельно. В особенности, если вы даете ссылки на официальные и проверенные источники).
  • Мультимедийный контент  (по возможности давайте пользователю видео, всевозможные калькуляторы, сервисы и т.д.).

Смена поисковой сессии

Как мы уже поняли, если после вашего сайта пользователь полностью поменял направленность своего поиска, то скорее всего он нашел то, что собственно искал. Так как для ПС важно предоставлять наиболее релевантную информацию, смена поисковой сессии является важным фактором ранжирования. Тут у seo-специалистов аналогичная проблема с прошлым пунктом. Невозможно отследить, менял ли, удовлетворил ли пользователь свою потребность на вашем сайте. Тут просто нужно понимать, что если вы делаете, например, сайт с рецептами, он должен предоставлять все возможные опции пользователю в этом плане:

  • подробно и удобно описанный рецепт,
  • качественные фото,
  • видео,
  • возможность расшарить страницу в соцсетях,
  • быстрая скорость загрузки страницы,
  • всевозможные дополнительные ссылки,
  • красивый дизайн сайта,
  • удобная навигация,
  • удобочитаемый шрифт,
  • и т.д.

По сути, это в некотором роде совокупность всех факторов.

Анализ поведенческих факторов в Google Analytics

В завершении этой темы давайте разберем на практике, как мы можем оценить, насколько наши страницы нравятся пользователям, и есть ли проблемные или требующие внимания страницы. Для этого воспользуемся гугл аналитикой и конкретно отчетом, страницы входа. В гугл аналитике открываем раздел страницы входа (рис. 15).

анализ поведенческих факторов в аналитике

Рисунок №15 — Анализ поведенческих факторов в аналитике

Далее для удобства кликаем на “добавить сегмент”, оставляем галочку только на пункте  “бесплатный трафик” и нажимаем “применить” (рис. 16) и (рис. 17).

анализ поведенческих факторов в аналитике 2

Рисунок №16 — Анализ поведенческих факторов в аналитике 2

анализ поведенческих факторов в аналитике 3

Рисунок №17 — Анализ поведенческих факторов в аналитике 3

Как результат, мы получаем отчет по входам на сайт из поиска. Сейчас для нас главный блок это “действия” (рис. 18).

анализ поведенческих факторов в аналитике 4

Рисунок №18 — Анализ поведенческих факторов в аналитике 4

Если вы видите, что у каких-то страниц есть посещения из поиска, но 100% показатель отказов, необходимо задуматься и проанализировать страницу. Возможно, она неудобная или имеет какие-то другие недостатки. Данные в колонке страниц/сеанс показывает, сколько в среднем страниц пользователи посетили после входа на эту страницу, т.е. можно оценить вовлеченность. Третья колонка дает возможность оценить время, проведенное на сайте после входа на конкретную страницу. Как результат, можно оценить, например, читают ли вообще ваши статьи и т.д. Я настоятельно рекомендую вам пользоваться этой нехитрой, но эффективной техникой для анализа поведенческих факторов.

Давайте подрезюмируем. Мы, как seo-специалисты, должны стремиться к удовлетворенности пользователя. Сделать красивый и информативный сниппет, вовлечь пользователя, дать полную информацию, дабы, после нашего сайта, он полностью закрыл свою потребность.

В дополнение — инфографика

инфографика 3 составляющие поведенческих факторов

На этом закончу освещение данного вопроса и как всегда, to be continued…

Автор Виталий Сухомлинов
практикующий Seo-специалист
и программист любитель

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *