8 простых шагов: составляем smm стратегию

Содержание:

  1. Задаем цели бизнеса (SMART цели)
  2. Анализ аудитории
  3. Изучаем конкуренцию
  4. Аудит социальных профилей
  5. Настройка социальных профилей
  6. Поиск новых идеи и вдохновения
  7. Составление контент-плана
  8. Тестирование, оценка и внесение коррективов

Маркетинговая стратегия в социальных сетях — краткий план того, что вы собираетесь делать в соцсетях с методами, сроками и целями, которых хотите достичь.

Шаг 1: Задаем цели бизнеса (SMART цели)

Зачем задавать цели? Если нет четкой цели, вы не будете знать к чему стремиться, не сможете измерить успех или возврат инвестиций (ROI).

Какими должны быть smart цели?

  1. Измеримыми
  2. Конкретными
  3. Ограниченными по времени
  4. Достижимыми

Например, такие цели:

  1. Получать 15 заявок в месяц
  2. Увеличить доход с соцсетей на 10% за месяц
  3. Увеличить конверсию с соцсетей с 1% до 3% за 3 месяца

В социальных сетях есть такие метрики, как охват, лайки, репосты, вовлеченность и т.д. Их значимость очень трудно доказать владельцу бизнеса, если, например, вы поставите себе, как смарт цель — “увеличение охвата публикаций до 300 000 в месяц”.

Чтобы социальные метрики имели ценность для вашей компании, соединяйте их со смарт целями бизнеса. 

Например, надо увеличить конверсию на сайте из социальных сетей, значит надо увеличить количество кликов по ссылкам на сайт через соцсети (табл. 1).

Если количество переходов из соцсетей увеличивается и число заявок/заказов растет из этого канала, значит вы добиваетесь постепенно бизнес цели.

Таблица 1 — Описание бизнес-целей

Бизнес цели

Шаг 2: Анализ аудитории

Вторым шагом, вы должны составить портрет вашей ЦА. Такой портрет поможет вам лучше понять, что интересно вашей аудитории, как и что лучше постить, чтобы подписчиков превратить в потенциальных клиентов.

Как провести анализ целевой аудитории?

  1. Аналитика Гугл может рассказать вам много интересного про вашу ЦА: с какого они города, чем интересуются, гендерную принадлежность, возраст и т.д.
  2. Если у вас есть бизнес страницы, профили в соц сетях вашей компании, то можно проанализировать аудиторию еще из ФБ. Но данные разнятся с аналитикой, что касается возрастных категорий, примерно на 5-10%.
  3. Аналитика с бизнес аккаунта Инстаграма  тоже будет в помощь. Узнаете из каких городов большая часть вашей ЦА, гендер, в какие часы и дни аудитория активна.

Портретов ЦА может быть от 2 и более, в зависимости от этого может быть разный контент в социальных сетях.

Анализ аудитории может быть полезен, если вам нужно таргетировать рекламу на конкретные портреты аудитории, таким образом будет более узкая область, в которой может быть больше потенциальных клиентов.

Ниже пример аудитории в нише продажи швейных машин.

Данные аналитики Гугл совпадают с аналитикой ФБ по гендерной принадлежности: 45% — мужчин, 55% — женщин.

В Инстаграме: 88% — женщин, 12% — мужчин.

По возрасту: 5% — 18-24 года, 36% — люди в возрасте 25-54 года, 9% — 55+

По семейному положению: 51% находятся в браке, 29% — без пары, 16% — в отношениях.

Интересы: лайф-хаки, хобби, рукоделие, искусство, ориентированные на семью, дом, советы.

После получения таких данных, можно описать приблизительные портреты аудиторий.

Большая часть аудитории молодые и зрелые люди 25-54 года (женщины и мужчины), в браке или в отношениях, или же без пары. Возможно есть дети. Скорее всего имеют средний доход. Владеют крупным или мелким бизнесом. Для них будут интересны публикации для обустройства дома, советы, лайф-хаки на швейных машинках, новые модели швейных машин, рукоделие.

Аудитории 18-24 также нужно уделить внимание, но скорее всего покупательская способность у них будет меньше. Возможно, их хобби швейка, и для них подойдут лайф-хаки и посты по рукоделию, советы для начинающих швей.

Аудитории 55+ не обойтись без советов для дома, посты с выкройками, новинки швейной техники для скромного собственного бизнеса или домашнего шитья.

Проводите тестирование контента, чтобы понять, какой именно контент действует на вашу аудиторию. Вы сможете скорректировать в дальнейшем вашу стратегию в зависимости от результатов тестирования.

Шаг 3: Изучаем конкуренцию

Изучение конкурентов поможет определить их сильные и слабые стороны. Возможно, найдется несколько идей контента, чтобы позаимствовать для себя, определить частоту публикаций, как реагирует аудитория на различные виды постов.

Как определить своих конкурентов?

Конкуренцию в социальных сетях определяют также, как конкурентов по поисковой выдаче.

  1. Выбираете 5 запросов, этого будет достаточно, по которым вы хотите ранжироваться/ранжируетесь в ТОП-10.
  2. По очереди вбиваете их в Google(в режиме Инкогнито).
  3. Выбираете сайты на 1, 2 странице.
  4. Заходите на каждый сайт и просматриваете их на наличие социальных иконок(в шапке или в подвале сайта).
  5. Скорее всего, на топовых сайтах будут 2-3, а то и больше, социальных иконок.

Если вы заметили, что ваши конкуренты развивают, например, Facebook и Youtube, значит там больше вашей ЦА. Если вы предполагаете, что ваша ЦА “обитает” еще в Instagram или другой сети, а у конкурентов плохо развиты эти сети, либо вообще не затронуты, то это будет вашим преимуществом.

Не стоит отбирать много профилей конкурентов, хватит 3-5, которые действительно живые и наблюдается динамика каждый месяц в публикациях и росте подписчиков.

Для швейной ниши, из 12 профилей конкурентов, которых клиент сам предоставил, я выбрала 4, действительно активных. 

Шаг 4: Аудит социальных профилей

Как только вы определили ваших конкурентов, пора переходить к аудиту социальных профилей.

Можно использовать готовый упрощенный шаблон, который достаточно заполнить данными:

  1. Доменами своих конкурентов.
  2. Написать график, по которым они делают публикации (время и дни недели, количество публикаций в день и пр.).
  3. Написать число подписчиков конкурентов на начальном этапе.
  4. Указать ссылки на профили в соцсетях.
  5. В колонке Идеи, записать те идеи для публикаций, которые возникли после просмотра профилей конкурентов.

Кроме тех метрик, что указываете в шаблоне, обращайте внимание на оформление и полноту данных социальных страниц, чтобы на следующем шаге, вы уже знали, каким образом оформить страницы.

В процессе аудита, вы можете обнаружить липовые аккаунты. У каждого профиля есть свое уникальное имя, другими словами — социальный дескриптор, @название_профиля. Если в поисковой строке, например фейсбука, написать @название_профиля, и обнаружите несколько профилей, кроме вашего, которые совпадают с названием вашего сайта, то присмотритесь внимательно к контенту, контактам, описанию этого профиля, возможно этот аккаунт вводит в заблуждение вашу ЦА и стоит подать жалобу, чтобы проверить его подлинность.

Шаг 5: Настройка социальных профилей

Когда вы закончите аудит своих конкурентов, нужно проанализировать свои социальные профили.

Какая информация требуется для социальных профилей компаний?

  1. Наличие отличительных черт вашего бренда(логотипа, слогана и т.д).
  2. Описание вашей компании.
  3. Контакты.
  4. Продукция, если вы занимаетесь продажами.
  5. Обложка вашего профиля в правильной размерной сетке(для каждой соцсети она своя).
  6. Иконка, по которой можно узнать ваш бренд.

Не пытайтесь охватить как можно больше сетей, лучше взять парочку и оформить, развивать их, чем ухватиться за все социальные сети и так не довести их до приемлемого внешнего вида. 

Шаг 6: Поиск новых идеи и вдохновения

Естественно, все мы хотим, чтобы наш контент был уникальным в ряде других. На Facebook есть раздел Бизнес, который делится успехами компаний, достигших хороших результатов в социальном маркетинге. Посмотрев данные примеры, можно найти несколько идей или просто понять направление, куда двигаться.

Идеи также можно черпать из профилей ваших любимых брендов, компаний. Это не обязательно должны быть тематические социальные профили. Просто проанализировать тот, контент, который получает больше всего откликов, и понять, как можно преобразовать его для себя.

Неплохо просматривать тематические форумы не только украинские, но и англоязычные, на предмет вопросов и обсуждений в вашей нише, для понимания, что нужно вашей аудитории.

Шаг 7: Составление контент-плана

Хорошо, когда у вас есть контент, чтобы им делиться в социальных сетях. Но неплохо было бы иметь план, которого вы будете придерживаться в течение месяца. Очень важно правильно распределить публикации по времени и дням недели, чтобы получать максимальный отклик от вашей аудитории. Конечно, перед тем, как указывать временные рамки, необходимо посмотреть в аналитике, когда ваша аудитория онлайн; в какое время публикуют конкуренты свой контент. Для разных соцсетей данные могут отличаться, но это не обязательно.

Составляем контент план по шаблону

Примерный шаблон, который можно взять за исходник и заполнить его для своего проекта. 

Для кого-то он может показаться неудобным, поэтому можете попробовать сделать свой уникальный шаблон.

Для примера, по швейной нише, заполнила в нем пару недель, чтобы наглядно было видно, как в итоге выглядит контент план.

В моем шаблоне нужно указать в желтой ячейке дату начала месяца, от нее автоматически заполнятся даты и дни недели.

В столбце А — Соцсеть — указаны сети (6 шт) выпадающим списком, можно использовать существующие или дополнить собственными.

В случае швейной тематики, у меня работают только 2 сети — фейсбук и инстаграм. 

В столбце В — время запланированных публикаций, ориентируясь на активность вашей ЦА.

Для швейки это 9 утра, 14 дня и 20 вечера +- 1 час или 9 утра и 18 вечера +- 1 час. По дням недели, также смотрим конкурентов. В моем примере, публикации через 1-2 дня.

В соответствующих ячейках указывают тип поста, текст поста, ссылку на страницу сайта при переходе(если такая есть). Для важных постов, где нужно отслеживать статистику, не забываем добавлять в ссылки UTM-метки.

Какие посты должны быть и в каком количестве?

Тут также зависит от ниши, анализа конкурентов, целей бизнеса.

Посты не должны быть только продающими, как бы не хотелось впихнуть людям свою продукцию. Контент должен быть максимально разнообразным для вашей ниши: советы, шутки, поздравления, опросы, конкурсы и т.д.

Для швейки проблемой было то, что все посты продающие. Аудитория вовлекалась мало. Посмотрев публикации конкурентов, добавили полезные посты, информационные, видео контент. Это идеальное решение, когда надо повысить узнаваемость бренда. Ведь именно развлекательным и полезным контентом стали делиться. 

Теперь про соотношение постов: надо учитывать ассортимент, смарт цель, анализ конкурентов. Примерное соотношение на месяц для швейки — 35/65. 35% продающих постов и 65% — других. Для вашей ниши могут быть совсем другие цифры. Желательно чередовать равномерно, дать аудитории отдохнуть от рекламы товаров, но и не дать забыть про ваш ассортимент.

Другие варианты соотношения постов:

  1. 80% развлекательных, 20% продающих.
  2. ⅓ продающих; ⅓ информационные(истории вашей компании, истории брендов, отрасли; ⅓ развлекательные и полезные(статьи, шутки, поздравления, лайф-хаки).

Заливку цветом я сделала для того, чтобы отделить визуально посты в разных сетях. Если ФБ — голубой, Инста — фиолетовый и т.д. Вы можете не делать заливку вообще или выбрать свое цветовое маркирование(например, для важных постов, как акции и скидки).

Чтобы не формировать новую таблицу для контент плана, можно скопировать эту ниже, либо на другой лист.

Шаг 8: Тестирование, оценка и внесение коррективов

После того, как вы начали двигаться по контент плану, нужно не забыть оценить результат в конце месяца, посмотреть аналитику Гугл, аналитику Facebook и т.д., чтобы скорректировать результат, если это потребуется.

Для себя, как SMM специалиста, оцениваете взаимодействия с постами: репосты, лайки, комментарии.

Для владельца бизнеса, потребуется собрать итоговые данные по тем смарт целям, которые были заданы.

Напомню, что посты, которые участвуют в достижении целей бизнеса, стоит помечать UTM-метками, чтобы понимать, какой из постов более эффективен.

Проводите А/Б тестирования на разные аудитории, в разное время и т.д.

Периодические отслеживания показателей в течение месяца, также полезны тем, что вы сможете корректировать вашу стратегию в режиме реального времени.

В социальной сфере все меняется очень быстро и ваше регулярное участие необходимо, чтобы скорректировать стратегию для достижения бизнес целей.

Если для реализации ваших задумок по контент плану нужно участие команды специалистов из других сфер, то не забывайте их оповещать, когда происходят каких-то изменениях.

Автор Ирина Старченко
практикующий Seo-специалист
и программист любитель

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *