SEO дружественная пагинация: руководство

Содержание:

  1. Как постраничное разбиение вредит SEO?
  2. Рекомендации по настройке пагинации
  3. Какие есть неправильные решения для страниц пагинации?
  4. Как проверить страницы пагинации в выдаче?

Когда тебе, как SEO-специалисту, задают вопрос:

“Стоит ли делать постраничную разбивку страниц сайта?”— ответ будет прост: “Вопрос не в том стоит ли, вопрос когда?”

В определенный момент, с ростом сайта, в плане ассортимента, решение о создании постраничной навигации потребуется для улучшения пользовательского интерфейса(UX). Основная задача SEO-оптимизатора будет заключаться в том, чтобы помочь поисковой системе понять взаимосвязь между этими URL-адресами, чтобы они индексировали наиболее релевантную страницу.

Как постраничное разбиение вредит SEO?

Скорее всего, ранее вы где-то читали, что разбиение страниц только вредит SEO. Но проблемы могут быть в неправильной реализации.

  1. Разбиение на страницы приводит к дублям

Конечно, когда реализация дружественной пагинации была выполнена неправильно, неверно работает rel=”canonical” или, если вы создали страницу page=1 идентичную корневой странице. Тогда контент будет дублем.

  1. Разбивка страниц с созданием на них мало информативного контента

Хорошо, когда контента на странице немного, для хорошего юзабилити.

Но иногда на страницах пагинации, оставляют слишком мало контента, что может плохо отразится на важности этих страниц для поисковых систем.

  1. Пагинация использует краулинговый бюджет

Когда вы хотите сэкономить краулинговый бюджет, то ошибкой будет, отсутствие запрета на сканирование в Google Search Console или в robots.txt.

Рекомендации по настройке пагинации

  1. Используйте атрибуты ссылок rel=”next” и rel=”prev”

Чтобы страницы пагинации правильно индексировались поисковой системой, нужно настроить атрибуты ссылок rel=”next” и rel=”prev”.

Google прокомментировал это тем, что эти данные они используют в качестве “мощной подсказки” для понимания взаимосвязи страниц (рис. 1).

Атрибуты ссылок rel=”next” и rel=”prev”

Рисунок №1 — Атрибуты ссылок rel=”next” и rel=”prev”

Кроме того, ссылки с rel=”next” и rel=”prev” должны быть дополнены ссылкой rel=”canonical”, как рекомендация для Google, например.

Страница https://domain.com/?page=4

Каноникал <link rel=”canonical” href=”https://domain.com/?page=4” />

Следующая <link rel=”next” href=”https://domain.com/?page=5” />

Предыдущая <link rel=”prev” href=”https://domain.com/?page=3” />

Это укажет четкую взаимосвязь между страницами, не пересылая сигналы на несвязанные URL-адреса, и предотвращая дублирование контента.

Общие ошибки, которых следует избегать:

  • Размещение ссылок с атрибутами rel=”next” и rel=”prev” в <body> контенте. Данные ссылки поддерживаются, только в <head>.
  • Добавление ссылки rel = «prev» на первую страницу для первой страницы в серии или ссылку rel = «next» на последней странице. Для всех остальных страниц в цепочке должны присутствовать оба атрибута ссылки.
  • Будьте осторожны с каноническим урл. Некоторые в атрибут rel=”prev” заносят каноническую страницу. Атрибут rel=”prev” должен ссылаться на предыдущую страницу отличную от канонической.

Как будет выглядеть код из 4 страниц:

Первая страница:

<link rel=”canonical” href=”https://domain.com/category” />

<link rel=”next” href=”https://domain.com/category?page=2” />

 

Вторая страница:

<link rel=”canonical” href=”https://domain.com/category?page=2” />

<link rel=”prev” href=”https://domain.com/category” />

<link rel=”next” href=”https://domain.com/category?page=3” />

Третья страница:

<link rel=”canonical” href=”https://domain.com/category?page=3” />

<link rel=”prev” href=”https://domain.com/category?page=2” />

<link rel=”next” href=”https://domain.com/category?page=4” />

Четвертая страница:

<link rel=”canonical” href=”https://domain.com/category?page=4” />

<link rel=”prev” href=”https://domain.com/category?page=3” />

 

Для каждой страницы пагинации нужно оптимизировать мета-данные (рис. 2, 3).

Мета-данные для корневой страницы

Рисунок №2 — Мета-данные для корневой страницы

Мета-данные для страницы пагинации

Рисунок №3 — Мета-данные для страницы пагинации

  1. Изменение мета-данных на страницах пагинации

Чтобы не дублировать заголовки и описания на страницах пагинации с корневой страницей, следует оптимизировать их таким образом(добавляя номер страницы):

<title>Страница 4 Лекарства для сердца купить в Украине: Киев, Днепр, Харьков, Одесса, Львов | Цены на таблетки от сердца и сосудистые препараты  — Аптека 24</title>

<meta name=»description» content=»Сердечно сосудистые средства. Сердечные препараты для лечения: ✮ тромбоза, варикоза, укрепления сосудов, разжижения крови, гипертонии ✮ Цена на сайте ниже, чем в аптеках ✅ Доставка в тот же день ✅ Ассортимент более 20 000 ✅ Круглосуточный колл-центр ☎ 22-44 — Звоните Бесплатно! Страница 4″ />

Эти заголовки и описания на страница пагинации, будут говорить Google, что это не корневая страница, а именно страница пагинации.

  1. Сканирование Googlebot

Если у вас есть выбор между параметром URL https://domain.com/category?page=4  и статическим https://domain.com/category/page/4, выбирайте параметр.

В Google Search Console есть возможность настраивать сканирования страниц пагинации, как отдельных страниц, используя название страницы(page) (рис. 4).

Параметры URL

Рисунок №4 — Параметры URL

Пример задания параметра для страницы

https://www.apteka24.ua/medikamenty/serdechno-sosudistaja-sistema/?PAGEN_1=4 (рис. 5).

Сканирование параметра пагинации PAGEN_1

Рисунок №5 — Сканирование параметра пагинации PAGEN_1

С помощью этой функции, можно повысить эффективность сканирования сайта, изменив любой из параметров на сканирование “Каждого URL” или “На усмотрение Googlebot”.

Какие есть неправильные решения для страниц пагинации?

  1. Ничего не делать

Google утверждает, что пользователю нужно возвращать релевантный контент и обрабатывать страницы пагинации. Ничего не делая, можно сказать, что вы играете в азартные игры с вашим SEO, может выгорит, а может и нет. Нужно всегда отдавать четкие указания роботам ПС, как индексировать и отображать контент (рис. 6).

 

Страницы пагинации без обработки атрибутами

Рисунок №6 — Страницы пагинации без обработки атрибутами

В рекомендациях Google есть такой вариант, как страница “Посмотреть все”. Такая страница содержит в себе контент всех страниц пагинации. Но в таком случае, эта страница должна содержать в себе весь перечень канонических URL, со всех страниц пагинации (рис. 7), чтобы собрать воедино все сигналы поисковой системы.

Канонизация на страницу “Посмотреть все”

Рисунок №7 — Канонизация на страницу “Посмотреть все”

Почему Google рекомендует создавать такую страницу?

Дело в том, что поисковик предпочитает просматривать всю страницу целиком, если она не длинная и быстро загружается. Поэтому,  если страница “Посмотреть все” имеет лучшие показатели со стороны юзабилити, то Google предпочтет ее включать в поиск перед всеми остальным страницами пагинации. Тогда возникает вопрос, зачем пагинация? Если есть возможность сделать просмотр 1 страницы целиком, то нет необходимости делать разбивку на страницы. Но, когда на страницах 10 000 товаров, такая страница окажется очень длинной и будет долго прогружаться, а это не лучшее решение со стороны юзабилити. Тут на помощь придут атрибуты rel=”next” и rel=”prev”.

  1. Сделать канонической первую страницу

Самая распространенная ошибка — указывать каноническую страницу со всех страниц пагинации на корневую (рис. 8).

Канонизация на корневую страницу

Рисунок №8 — Канонизация на корневую страницу

Эта ошибка возникла из-за того, что не все SEO специалисты, знают о существовании атрибутов rel=”next” и rel=”prev”, не говоря об их правильном использовании. Указав канонической страницей — корневую страницу серии, идет ошибочное перенаправление роботов ПС на эту страницу, полагая, что у вас одна страница результатов. Googlebot не будет индексировать страницы пагинации и реагировать на сигналы, при перемещении по этим страницам пользователей. Google это объясняет тем, что каждая страница пагинации должна иметь каноническую привязку, если у вас нет страницы “Посмотреть все”. При неправильном использовании rel=”canonical”, вы рискуете тем, что Google просто проигнорирует ваши страницы пагинации.

  1. Классический пример — noindex для пагинации

Такая классическая ошибка, использование тега noindex, возникла, как потребность в избежании попадания в выдачу страницы пагинации по запросу, как некая дополнительная “безопасность”. В редких случаях, когда Google возвращает страницу пагинации в выдачу. Тем более, что долгосрочное наличие тега noindex, может привести к тому, что Google просто перестанет ходить по страницам пагинации и они выпадут из индекса вовсе (рис. 9).

Запрет на индексацию пагинации

Рисунок №9 — Запрет на индексацию пагинации

  1. Бесконечная прокрутка и пагинация

Новая обработка страниц, как бесконечная прокрутка. Предварительно задается контент, который при прокрутке страницы вниз, будет добавляться на текущую страницу. Дело в том, что Google не может эмулировать такое действие пользователя, как прокрутка страницы или нажатие, чтобы загрузить больше. Это бессмысленная функция, и не позволит роботу эффективно сканировать контент страницы. Для того, чтобы оптимизировать такое решение под SEO, необходимо преобразовать такую страницу в эквивалентную с адаптацией URL-адресов под разбивку на компоненты при прокрутке вниз. Такая реализация страниц уже представлена в демонстрации, созданной Джоном Мюллером.

При прокрутке, в адресную строку дописывается параметр, обозначающий, что прогрузилась новая страница (рис. 10, 11).

Первая/корневая страница

Рисунок №10 — Первая/корневая страница

Загрузка контента при скролле, страница 2

Рисунок №11 — Загрузка контента при скролле, страница 2

  1. Запретить сканирование страниц пагинации

Некоторые специалисты SEO рекомендуют не сканировать страницы пагинации, чтобы не возникало проблем с их обработкой.

Существует 3 способа для этого:

  • Неправильный способ: добавить nofollow ко всем ссылкам пагинации.
  • Чистый способ: запретить использование в robots.txt.
  • Без разработчиков: установить параметр страницы для пагинации в Google Search Console и Google просканирует «Нет URL-адресов».

В случае использования этих способов, вы:

  • Не будете собирать сигналы воедино со страниц пагинации.
  • Предотвратите передачу веса страниц пагинации на другие страницы сайта.
  • Сэкономите краулинговый бюджет.

Естественно, решение запрещать сканировать пагинацию или нет, зависит от того, каковы приоритеты у сайта. Но оптимальным будет — использование Google Search Console, наиболее гибкий метод, который позволит возобновить сканирование.

Как проверить страницы пагинации в выдаче?

Чтобы проверить, есть ли страницы пагинации в выдаче, нужно использовать команду (рис. 12):

site:domain.com inurl:page

Проиндексированные страницы пагинации

Рисунок №12 — Проиндексированные страницы пагинации

Решение о том, как поступать со страницами, где размещается много контента, индивидуально. Все зависит от сайта и насколько он будет развиваться в будущем. Конечно, всегда можно обратиться к программистам и настроить так, как вам нужно. Лучший выбор для SEO и рекомендация самого Google — использовать атрибуты rel=”prev” и rel=”next”, естественно, правильно настроенные. При этом, связка атрибутов prev, next и rel=”canonical” немного противоречива для Google и может вызывать конфликт, так как canonical только рекомендация, а ПС сама может выбрать релевантную каноническую страницу по другим сигналам.

Автор Ирина Старченко
практикующий Seo-специалист
и программист любитель

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *